Лицарева К. С. 2(2017)
УДК 882
К. С. Лицарева
ОБРАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
КОНЦА ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКА
В статье рассматривается образ Санкт-Петербурга, созданный в произведениях М. Веллера, В. Пелевина, С. Носова, И. Стогоffа. Это город-миф, полифоническое резонансное пространство со своим лексико-понятийным словарем, превращающий в символ любое явление.
Приводится устоявшаяся концепция В. Н. Топорова, вычленяющая составные элементы образа Санкт-Петербурга. Затрагивается проблема петербургского текста. Устанавливаются связи и традиции между литературой XIX и XXI веков. Так прослеживается аналогия «Легенд Невского проспекта» М. Веллера с «Невским проспектом» Н. Гоголя. М. Веллер делает попытку отступить от петербургского текста, но это оказывается до конца невозможным. В. Пелевин в «Хрустальном мире» изображает Петербург как что-то непредсказуемо-фантасмагорическое, где рождается новый неведомый мир.
С. Носов в «Тайной жизни петербургских памятников» доказывает, что памятники ориентированы на вечность. Писатель создает уникальный неканонический жанр: портрет памятника. Илья Стогоff, ленинградец по происхождению, описывает свой родной город «как фантастический заповедник былинных героев».
Итак, Петербург – это гипертекст, непрерывно создающийся и имеющий свои образы и мотивы.
Ключевые слова: Санкт-Петербург, петербургский текст, жанровые особенности, Веллер, Пелевин, Носов, Стогоff.