Свежие номера журналов

Балабаева Л. В. 1(2017)

УДК 1(091)

 

Л. В. Балабаева

 

СИМВОЛИКА ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ТРУДАХ П. ФЛОРЕНСКОГО

      

       В предлагаемой статье рассматриваются некоторые аспекты философии П. А. Флоренского. Основное внимание уделяется рассуждениям мыслителя по поводу онтологических оснований символики прямой и обратной перспективы как характерных художественных инструментов изображения реальности в живописи. Автор показывает, что в представлениях философа прямая и обратная перспективы выражают противоположные представления о мире. Первая описывает мир природный, другая – мир божественный.  Если целью первой является максимальная иллюзорность (полное подобие реального мира и мира картины), то в обратной перспективе цель – предельная условность и антииллюзорность (неподобие). В статье автор подводит к общему выводу П. А. Флоренского по рассматриваемой теме, согласно которому существуют два опыта мира – опыт общечеловеческий, и опыт «научный», т.е. кантовский. В первом случае речь идет о духовном опыте, об опыте постижения духовной энергии, источником которой выступает сверхчувственная реальность. Во втором случае опыт ограничивается эмпирическими рамками.

  

       Ключевые слова: прямая и обратная перспектива, символ, иконопись, новоевропейская и средневековая культуры, целостная картина мира, неэвклидова геометрия.