Полная версия журнала
СОДЕРЖАНИЕ
 
МАТЕМАТИКА
Коледин Виктор Владимирович. Решение линейного неоднородного дифференциального уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами методом понижения порядка
DOI: 10.25730/VSU.0536.23.001
2023-11-30
Аннотация. Решение линейного неоднородного дифференциального уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами традиционно является по ряду причин непростой задачей для студентов. В статье предлагается метод понижения порядка дифференциальных уравнений этого типа, сводящий задачу к дифференциальным уравнениям первого порядка, способы решения которых хорошо известны.
Ключевые слова: линейное неоднородное дифференциальное уравнение второго порядка с постоянными коэффициентами, интегрирующий множитель, понижение порядка дифференциального уравнения.
Посмотреть статью

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
 
Когаловский Сергей Рувимович. О диалогах Платона и методах восхождения от житейских понятий к научным
DOI: 10.25730/VSU.0536.23.002
2023-11-30
Аннотация. Диалоги Платона являются прекрасными образцами обсуждений учителя и ученика, ведущих ученика от наивных представлений к зрелому понятию. В заметке раскрываются используемые в них когнитивные механизмы. На этих механизмах основывается продуктивная стратегия приобщения учащихся к фундаментальным математическим понятиям. В заключительной части заметки мы обращаемся к образу пещеры как к метафорическому выражению состояния сознания познающего субъекта, в котором обострение его «внутреннего зрения» открывает возможность «увидеть» с позиции вненаходимости не только предмет исследования, но и себя как его познающего.
Ключевые слова: диалоги Платона, когнитивный диссонанс, обращенность к целому, понятие математической структуры, категория количества, образ пещеры как состояния обостренного «внутреннего зрения».
Посмотреть статью

Облакова Татьяна Васильевна. Применение статистического моделирования в вероятностных курсах для реализации компетентностного подхода
DOI: 10.25730/VSU.0536.23.003
2023-11-30
Аннотация. В статье обобщается опыт преподавания курсов теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов для студентов математических и инженерных специальностей. Предложена концепция обучения вероятностным дисциплинам с параллельным использованием систем компьютерной математики для совершенствования навыков программирования и статистического моделирования студентов. Обоснована необходимость обязательного сопровождения вероятностных курсов серией практикоориентированных заданий, нацеленных на выработку навыков обработки больших числовых массивов, самостоятельной реализации изучаемых алгоритмов, включая элементы статистического моделирования. Предложен примерный перечень тем заданий, охватывающий всю линейку вероятностных дисциплин, входящих в учебные планы бакалавров-математиков, приведены примеры из комплекса реализованных лабораторных работ, выполненных в среде Mathcad и Python 3. Сформулирован перечень достигаемых профессиональных компетенций, вырабатываемых в процессе выполнения каждого задания.
Ключевые слова: компетентностный подход, лабораторная работа, статистическое моделирование, системы компьютерной математики.
Посмотреть статью

Суханова Анна Геннадьевна. Применение специальных форм тестовых заданий для повышения эффективности тестирования обучающихся по математике при удаленном обучении
DOI: 10.25730/VSU.0536.23.004
2023-11-30
Аннотация. В статье рассматривается проблема объективности контроля знаний обучающихся по математике при проведении удаленного тестирования, указываются некоторые объективные причины его снижения. Для повышения эффективности тестирования, в частности, предлагается применение специальных форм тестовых заданий, достаточного количества вариантов тестов, предоставление каждому тестируемому индивидуального варианта тестовых заданий, включения заданий на логику, использование цепных систем тестовых заданий. В работе представлены некоторые примеры тестовых заданий с различными предложенными формами. Отмечено, что при проведении тестирования в вузе при удаленном обучении, также, как и при традиционном обучении необходимо учитывать соответствие тестовых материалов требованиям образовательных стандартов, учитывать индивидуальные особенности обучающихся, наличие у них технических возможностей для прохождения тестов.
Ключевые слова: цепные системы тестовых заданий, удаленное тестирование.
Посмотреть статью

ПЕРСОНАЛИИ
 
Вечтомов Евгений Михайлович. Опыт автобиографии по случаю юбилея 
DOI: 10.25730/VSU.0536.23.005
2023-11-30
Аннотация. Излагаются – от первого лица – ключевые этапы жизни и деятельности Е. М. Вечтомова по случаю 70-летнего юбилея. Прослеживается путь Вечтомова как математика и педагога. Излагаются его жизненные принципы.
Ключевые слова: математика, математическое образование, Вечтомов Евгений Михайлович.
Посмотреть статью