СОДЕРЖАНИЕ
МАТЕМАТИКА
Вечтомов Е.М. Изучение основ теории полуколец. Простые идеалы
DOI 10.25730/VSU.0536.21.021
2022-03-03
Аннотация. Работа носит математико-методический характер. Анализируются вопросы содержания и методики первоначального изучения абстрактной теории полуколец. Дано оригинальное изложение введения в теорию полуколец. Обучение студентов современной теории полуколец целесообразно начинать с изучения коммутативных полуколец. Рассматривается тема простых идеалов в структурной теории коммутативных полуколец с нулем и единицей. Разобраны соответствующие примеры. Предложена система учебных упражнений и учебно-исследовательских задач о полукольцах.
Ключевые слова: полукольцо, коммутативное полукольцо, простой идеал, обучение теории полуколец, упражнение, учебная исследовательская задача
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Запольских С.Н. Математическое моделирование магнитных потоков в электромеханических системах с постоянным потокосцеплением
DOI 10.25730/VSU.0536.21.022
2022-03-03
Аннотация. Известно, что электромеханические системы, работающие в режиме с постоянным потокосцеплением, имеют более высокие энергетические показатели, и поэтому необходимо проводить изучение и исследование таких систем. Рассматривается преобразование накопленной магнитной энергии в работу электромагнитной силы на модели катушки в виде тора с магнитным сердечником и не магнитным зазором при постоянном потокосцеплении. Такая система взята в качестве «исходной», и полученные результаты могут быть распространены и на другие электромеханические системы, которые могут иметь практическое применение. Кроме того, она конструктивно выполнима и математические соотношения могут быть экспериментально проверены. Выделен контур с основным магнитным потоком, проходящим по магнитному сердечнику и рабочему зазору. И выделен контур с неосновным магнитным потоком, проходящим за пределами основного контура и имеющего постоянное магнитное сопротивление. Было показано, что при постоянном потокосцеплении магнитная энергия может передаваться из неосновного магнитного контура в основной магнитный контур и преобразовываться в работу электромагнитной силы. За счет этого снижается вредное влияние неосновных магнитных потоков на уменьшение энергетических показателей.
Ключевые слова: математическое и физическое моделирование, накопители магнитной энергии, преобразование магнитной энергии, системы с постоянным потокосцеплением, энергетические характеристики.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Варанкина В.И., Канаева О.А. Об опыте дистанционного обучения математике учеников 5–6 классов
DOI 10.25730/VSU.0536.21.023
2022-03-03
Аннотация. В 2020 г. школы Росси были переведены на дистанционное обучение. В статье рассмотрены вопросы организации дистанционного обучения математике учеников 5–6 классов. Раскрыты особенности и трудности онлайн-обучения детей 10–12 лет. Приведены примеры электронных ресурсов, которые могут применяться для дистанционного обучения математике. Подведены итоги первого опыта работы учителя математики с детьми младшего подросткового возраста при переходе школ на дистанционное обучение. Указаны новые возможности и новые технологии обучения, возникшие в этот период.
Ключевые слова: обучение математике учеников 5–6 классов, дистанционное обучение.
Зеленина Н.А., Крутихина М.В. Некоторые итоги Единого государственного экзамена по математике 2021 года (профильный уровень) в Кировской области
DOI 10.25730/VSU.0536.21.024
2022-03-03
Аннотация. В предлагаемой статье рассмотрены некоторые итоги государственной итоговой аттестации по математике в 2021 году в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) профильного уровня. Авторы приводят данные о результатах сдачи экзамена выпускниками 11 классов Кировской области, об успешности решения задач контрольно-измерительных материалов, указывают типичные затруднения и ошибки участников ЕГЭ, основываясь на содержании экзаменационной работы и статистических данных. Приведенные в статье материалы могут быть полезны учителям математики, а также выпускникам, готовящимся к прохождению итоговой аттестации по математике в форме Единого государственного экзамена.
Ключевые слова: обучение математике, результаты Единого государственного экзамена по математике, типичные ошибки и затруднения участников экзамена.
Дементьева А.И., Лубягина Е.Н., Шабалин Д.В. Разработка специализированных сайтов по математике и информатике
DOI 10.25730/VSU.0536.21.025
2022-03-03
Аннотация. В результате активной цифровизации основного и дополнительного образования накоплен огромный опыт разработки специализированных интернет-ресурсов и их применения при обучении таким областям знания, как математика, информатика, физика, химия и т. д. Однако для разработчика такого ресурса по-прежнему актуален вопрос выбора оптимального инструментария создания электронных учебных единиц и их гармоничной организации. Имеющиеся технологии позволяют создавать достаточно функциональные интерактивные элементы сайта в приемлемые сроки. Однако часто мощность таких элементов напрямую зависит материальных вложений, например, от затрат на выделенный сервер, обслуживание хостинга, услуги сервисов. В данной статье предложены направления разработки составляющих сайта, специфичных для математики и информатики. Предложены удобные, по мнению авторов, программные инструменты, полезные в разработке тематического сайта.
Ключевые слова: сайт по математике, сайт по программированию, системы управления контентом, фреймворк, WordPress, QuickLaTeX, Ejudge, Django, GeoGebra, Скриншотер.
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Латышева Л.П. Кафедра математического анализа Пермского педуниверситета и ее преподаватели
DOI 10.25730/VSU.0536.21.026
2022-03-03
Аннотация. В связи с юбилейной датой – столетием со дня основания Пермского гуманитарно-педагогического университета – важно осознавать какие этапы становления и развития пройдены его подразделениями, и какой вклад они внесли в общее дело высшего профессионального педагогического образования. В данной статье названные аспекты раскрываются в отношении старейшей в вузе кафедры математического анализа. Приводятся интересные сведения из жизни, педагогической и научно-исследовательской деятельности работавших в разное время на различных факультетах педагогического вуза ее преподавателей.
Ключевые слова: Пермский пединститут, Пермский педагогический университет, кафедра математического анализа, математическое образование, подготовка учителя, математический анализ, обучение математике, научно-исследовательская работа.